Суббота, 20.04.2024, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МОУ "Жарханская средняя общеобразовательная школа"

Образовательная программа

НЮРБИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЖАРХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» на 2009 - 2012 годы ЖАРХАН 2009 Введение. Создание социально – экономического образовательного пространства, способствующего социально – экономическому развитию сельской малокомплектной школы обостряется в связи с тем, что сегодня возможности развития за счёт привлечения новых первичных ресурсов сильно ограничены. Решающее значение приобретают интенсивные факторы. Речь идёт о повышении качества имеющихся ресурсов и эффективности их использования. Под имеющимися ресурсами можно подразумевать не только наличие тех или иных компонентов экономики современного села, но и уклад жизни, способы восприятия мира как метод вхождения в экономику через собственные творческие акты. Это может стать детерминирующим принципом отбора содержания образования, так как речь идёт о различных способах построения знания. Таким образом, очевидна необходимость создания образовательного пространства «Школа – социально – экономический образовательный центр», способствующего развитию сельской малокомплектной школы как условия образовательной поддержки социально – экономического развития Жарханского наслега Нюрбинского района. Цель образовательной программы – создание социально – экономического образовательного пространства, способствующего развитию сельской малокомплектной школы как условия образовательной поддержки социально – экономического развития Жарханского наслега Нюрбинского района. 1. Информационная справка о школе. а) Общая характеристика Жарханская школа является муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой Нюрбинского района Республики Саха (Якутия). б) Исторический аспект Школа в селе Жархан открыта в марте 1931 года. За 78 лет образовательной деятельности школа прошла ряд реорганизаций. Первоначально она была открыта как четырёхклассная, затем в 1970 году преобразована в восьмилетнюю, в 1993 году получила статус средней школы. Учредитель – районное управление образованием, МР «Нюрбинский район». Этот учебный год начали в новой школе. Её торжественное открытие состоялось 9 сентября 2009 г. Наша школа в этом учебном году приобрела статус Республиканской экспериментальной площадки по теме «Формирование экономического мышления учащихся и экономической самодостаточности школы на основе социального партнерства в условиях малого села». в) Характеристика кадрового состава По состоянию на 1 сентября 2009 года в школе работает 28 педагогов, из них: Отличник народного просвещения: Федоров Константин Прокопьевич – директор школы. Отличники образования Республики Саха (Якутия): Иванов Михаил Николаевич – учитель физической культуры; Саввинова Акулина Дмитрьевна – учительница начальных классов. Учитель высшей категории: Иванов Михаил Николаевич – учитель физической культуры; Распределение педагогов по образованию, возрасту, педагогическому стажу и квлификационным категориям по состоянию на 1 сентября 2009 года представлено на рис. 1, 2, 3 и 4 соответственно. Распределение педагогов по образованию Рис.1 Распределение педагогов по возрасту Рис. 2 Средний возраст педагогических сотрудников составляет 39 лет. Распределение педагогов по стажу Рис. 3 Квалификация Рис. 4 г) материально-техническая и учебно-методическая база Общая площадь здания 1042,7 кв.м. Школа оснащена современным компьютерным, учебным и спортивным оборудованием. В школе имеется совмещённый физкультурный (актовый) зал, состоящий из универсального спортивного зала площадью порядка 1000 кв. м., при которых имеется 2 раздевалки. В школе имеется библиотека на 6 мест, в наличии 3929 книг, включая учебники. В школе имеется 11 компьютеров, объединенных в локальную сеть. Школа оборудована современными системами пожарной и охранной сигнализации, контроль за которыми осуществляется с помощью системы диспетчеризации, а также имеется телефонная связь (ОАО «Сахателеком», 1 точка), система радиофикации (включая аварийное оповещение) школьного комплекса. Мастерская по техническим видам труда укомплектована станочным оборудованием по обработке дерева. Мастерская по нетехническим видам труда укомплектована электрической швейной машиной (2 шт.) электропечью, мойкой, холодильником. В школе имеется столовая на 30 мест, оснащенная вытяжной полкой, холодильником, электропечью и титаном, обеспечивающая питанием всех учащихся. Оборудована 1 гардеробная. Аналитическое обоснование программы а) обученность учащихся Количество отличников по ступеням показано на рис. 6, а качество обучения учащихся на рис. 7. Отличники Рис.6 Качество обучения Рис. 7 б) воспитанность учащихся воспитанность учащихся определялось по методике Н. Тихомирова. Результаты этого исследования в обобщенном виде по школе на Рис.8. Воспитанность учащихся Рис. 8 г.) Социальный состав учащихся Обобщенные данные по количеству детей в семье, образованию родителей и месту их работы на рисунках 9, 10 и 11 соответственно. Количество детей в семье Рис. 9 Образование родителей Рис. 10 Социальный состав родителей Рис.11 Запросы родителей учащихся к образованию по предметам различных циклов представлены на рис. 12. Запросы родителей к образованию Исходя из анализа представленных данных, можно сформулировать следующие проблемы, имеющие место в школе: - родители желают, чтобы школа предоставила возможность получения образования: • По математике – 53,8%; • По русскому языку – 46,1%; • По экономике – 61,5% • По предметам правового цикла – 23%; - социальные запросы общества и родителей требуют обеспечить получение всеми учащимися базового образования, но этому препятствует массовый характер обучения по традиционным технологиям. Решение указанных проблем нашло свое отражения в целях школы, представленных в соответствующем разделе. Социальные партнёры школы: Создание образовательного пространства «Школа – социально – экономический образовательный центр», способствующее развитию сельской малокомплектной школы как условия образовательной поддержки социально – экономического развития Жарханского наслега Нюрбинского района организуется с целью формирования экономического мышления учащихся и экономической самодостаточности образовательного учреждения на основе развития социального партнёрства в условиях сельской малокомплектной школы, что включает: • теоретическое обоснование социально – экономического контекста как фактора детерминирующего специфику экономического развития образовательной системы в сельской малокомплектной школе; • создание условий- • для поддержки инновационной социально – экономической инициативы; • для вложения ресурсов в производство информации и знаний; • эффективного развития социально – экономических условий в Жарханском наслеге; • разработку, апробацию и внедрение социально – экономической модели образовательной сферы в условиях малокомплектной школы в сельской местности. Приоритетные направления в работе школы, цели, средства ЦЕЛИ ШКОЛЫ Классификацию целей школы можно провести различными способами. Вначале разделим цели по ступеням образования. На I ступени: Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, на основе их природосообразного развития, позволяющие всем им перейти к освоению стандарта образования в школе II ступени и не менее 1/3 учащихся - к освоению повышенных стандартов, при сохранении уровня здоровья и повышении уровня воспитанности. Полученные в 1, 2 и 3 классах знания по экономике расширяются и углубляются в 4 классе. Важную роль в формировании экономической культуры младшего школьника играет знакомство с экономикой родного села. Творческая работа "Край, в котором я живу" обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, осознание своей роли в нем. На II ступени: Обеспечить уровень подготовки учащихся на уровне госстандарта и не менее 40% учащихся - на уровне, необходимом для продолжения образования в школе III ступени, при обеспечении уровня воспитанности на уровне требований программы и снижении уровня здоровья учащихся не более чем на 10%. В 5 классе важное место уделено изучению экономических потребностей. Этому способствует знакомство с пирамидой Маслоу, которая дает в доступной форме представление о классификации потребностей. Изучаются такие исходные понятия экономики как блага, ресурсы, альтернативная стоимость, роль общественного разделения труда в развитии экономики. Рассматриваются три главных вопроса экономики при принятии экономических решений. С этой точки зрения рассматриваются виды экономических систем. В 6 классе школьники знакомятся с основами механизма рыночного ценообразования: спросом, предложением, условиями рыночного равновесия. В то же время делаются первые шаги, позволяющие понять роль государства. В 7 классе продолжается формирование научного представления о закономерностях экономического развития общества и семьи, их взаимосвязи и взаимозависимости, осуществляется дальнейшая подготовка к производственной и семейной жизни. Большое внимание уделяется изучению законов денежного обращения, инфляции. Важное место отводится положению человека на рынке труда, социальным проблемам рынка труда, роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Происходит знакомство с такими важными понятиями как прожиточный минимум и минимальная зарплата, безработица и др. Школьники изучают основы семейной экономики, получают представления об источниках семейных доходов и направлениях их расходов, о влиянии инфляции на семейную экономику. Следующим шагом является изучение формирования доходов в обществе. Рассматриваются причины неравенства доходов в рыночной экономике, проблема бедности, роль государства в перераспределении доходов, исследуются слабости рынка и обосновывается необходимость государственного вмешательства в экономику, дается представление об экономических функциях государства и роли государственных финансов, принципах и методах налогообложения. Серьезное внимание уделяется вопросам государственного бюджета, причинами следствия возникновения государственного долга. Большое внимание уделяется активным формам обучения: практическим заданиям, играм, обеспечивается взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. В 8 классе углубляются полученные ранее знания по фундаментальным понятиям экономики, рассматривается соотношение экономической теории и прикладной экономики, особое внимание уделяется разделу "Микроэкономика". При этом акцент делается на умение решать задачи, выполнять практические и творческие задания. В 9 классе большое внимание уделяется изучению развития производства, анализу экономического поведения фирмы, изучению издержек и доходов фирмы, условий максимизации прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах. На III ступени: Обеспечить уровень образования и развития учащихся, необходимый для социальной адаптации в эпоху рыночных отношений, при снижении уровня здоровья не более чем на 5% и сформированности уровня воспитанности на уровне требований цивилизованного, демократического общества XXI века. В 10 классе важное место занимают проблемы развития предпринимательства. Рассматриваются вопросы рыночного равновесия и ценообразования на рынках факторов производства, позволяющие глубже понять источники формирования доходов в обществе. В 11 классе раскрываются важнейшие вопросы макроэкономики, а также типы, факторы и источники экономического роста. Особое внимание уделено основным проблемам развития мирового хозяйства и вхождения в него России. Но поскольку школа работает в режиме развития экономического мышления учащихся и экономической самодостаточности школы, в своей деятельности мы выделяем три уровня целей: • стратегические, • тактические (задачи), • локальные (задачи). В течение времени цели более высокого уровня становятся целями более низкого уровня, по мере продвижения школы по пути собственного развития. Стратегическая цель школы (2009 – 2012 г.г.): - создать центр образования, то есть школу, которая позволяет получить образование согласно запросам, потребностям, склонностям и возможностям учащихся с различным уровнем развития, мотивации, обучаемости и обученности. Реализация данной стратегической цели возможна при решении следующих тактических задач: – создание социально – экономического образовательного пространства, способствующего развитию сельской малокомплектной школы как условия образовательной поддержки социально – экономического развития Жарханского наслега Нюрбинского района. • внедрить в образовательный процесс прогрессивные педагогические технологии, которые позволяют реализовать данный проект. • использовать в управленческой, хозяйственной и образовательной деятельности современные информационные технологии, позволяющие поднять культуру управления и организации учебно-воспитательного процесса на уровень требований XXI века (2009-2010 гг. - первый этап, 2010-2012 - второй этап); • внедрить образовательные технологии, которые по характеру содержания и структуре являются не только и не столько обучающими, сколько воспитательными (2009-2010 гг. - первый этап, 2010-2012 - второй этап); • Внедрить систему диагностики состояния здоровья учащихся (2009-2010 гг.). • анализ социально – экономической ситуации (оформление социального портрета наслега и карты социально – образовательных ресурсов); • оформление гражданского (местного) образовательного заказа и инициация общественного участия в управлении образованием; • Общественный образовательный договор; • Совместная деятельность образовательных социально – экономических инициатив, влияющих на характер социально – экономического фона. Достижение данных тактических целей делает необходимым достижение следующих локальных задач: • обеспечить привлечение внебюджетных средств (постоянно), • организовать деятельность администрации и педагогов школы на исследовательской основе (2009-2012 гг.), • организовать систему обучения и повышения квалификации администрации школы и педагогических сотрудников (2009-2010 гг.), • обеспечить внедрение системы оздоровительной деятельности учащихся за счет ШК и дополнительного образования (2009-2012 гг.), • создать нетрадиционные формы внеклассной работы, • развивать систему дополнительного образования как за счет бесплатных, так и платных дополнительных образовательных услуг (постоянно), • организовать изучение возможностей использования компьютера и других современных средств в деятельности сотрудников школы (постоянно), • обеспечить приобретение и (или) разработку необходимых программных и технических средств (постоянно), • обеспечить обучение сотрудников использованию в своей деятельности современных информационных средств (постоянно). Выполнение целей всех уровней требует наличия средств, необходимых для достижения поставленных целей: • материально-технических, • кадровых, • научно-методических. Школа-новостройка обеспечена материальными средствами в полном объеме. В настоящее время главной проблемой материального обеспечения является поддержание материально-технических средств в рабочем состоянии. Кроме того, планируется привлечение различных внебюджетных источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством. Кадровые средства, имеющиеся в наличии, в принципе, позволяют обеспечить выполнение поставленных целей, при условии обеспечения выполнения перспективного плана повышения квалификации кадров. Научно-методические средства, имеющиеся в наличии, при их постоянном пополнении в течение всего периода действия образовательной программы позволят обеспечить достижение поставленных целей. Программно-методическое обеспечение а) учебный план Учебный план Жарханской средней общеобразовательной школы на 2009-2010 учебный год разработан на основе федерального базисного учебного плана Российской Федерации 2004г., утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312., базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) 2005г., и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2. 1178-02) Учебный план позволяет реализовать цели общего образования, ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для V-IX классов – ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования, для X-XI классов – ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения программ среднего (полного) общего образования. Главная задача – создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования, подготовка учащихся к реальным условиям жизни. Продолжительность учебного года: I класс-33 учебные недели, II-IV классы- 34 учебные недели, V-VIII, X классы - 35 учебных недель, IX-ХI классы – 37 учебных недель Федеральный компонент для I-XI классов определяет количество учебных часов на изучение предметов федеральной компетенции. В содержание образования предметов федеральной компетенции введен региональный компонент. К предметам региональной компетенции относятся: «Родной язык», «Родная литература», «Культура народов РС(Я)». Компонент образовательного учреждения используется для увеличения количества часов, отведенных на преподавание учебных предметов федерального и регионального компонента. Часы распределены следующим образом: I ступень – начальные классы. 4 класса-комплекта. Пятидневная учебная неделя. 1-4 класс обучается по системе Л. В. Занкова. II ступень – среднее звено с 5 – 9 классы, 5 классов комплектов. 6-дневная учебная неделя. Учебный план основной школы разработан на основе БУП 2005 года. III ступень – старшее звено, 10 и 11 классы. 2 классов комплектов. В школе шестидневная учебная неделя. 1. Деление классов на группы: • По физкультуре на группы юношей и девушек: 8-11 классы • По технологии на группы юношей и девушек: 5,6,7,8,9,10,11 классы Таким образом, общий объем учебного плана составляет 424 часов. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой нагрузки. Введение данных учебных планов предусматривает: • Выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования. • Возможность создания каждому ученику условия для самоопределения и развития. • Удовлетворение образовательных задач учащихся и родителей б) научно-методическая база Научно-методическая база школы опирается на методику А. М. Цирульникова, одним из определяющих факторов выработки стратегии организации и развития сельских малочисленных и малокомплектных школ выступает тип социокультурной ситуации как комбинация двух основных параметров: культурно – исторической традиции и уровня развития современного социокультурного фона. Научный консультант: Бугаев Н. И. , Институт развития образования РС (Я). Особенности организации образовательного процесса а) Режим организации учебного процесса Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей модульной технологии. Суть данной технологии состоит в следующем: - особый режим занятий в 1-х классах, - продолжительность уроков 40 минут. Продолжительность учебной недели: - пятидневка с шестым развивающим днем в общеобразовательных классах, - шестидневка - со 2 по 11 класс. Расписание обязательных занятий (уроков) и внеурочной деятельности составляется в соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02). б) Формы получения образования учащимися 1. урочная. Достижение обязательного минимума: • повышение уровня обученности (по иностранным языкам, русскому языку, математике, химии); • общего уровня образования (по общеобразовательным предметам и предметам развивающего цикла). • Все виды учебных занятий: • урок; • лекция; • общественный смотр знаний; • учебная экскурсия; • диспуты;и т. д. 2. внеурочная • расширение знаний по разным предметами курсам; • повышение уровня интеллектуальной деятельности. • олимпиады. • научно-практичес-кие конференции. • предметы по выбору. Элективные курсы. Проектная деятельность • индивидуальные консультации. • уроки-экскурсии. • лекции с привлечением специалистов по различным проблемам. 3. внутришкольная направлена на: • общее развитие школьников; • повышение эрудиции; • расширение кругозора; • спектакли; • выпуск школьной газеты; • функционирование школьного радио; • концерты, праздники, вечера; • тематический выпуск стенгазет; • викторины, конкурсы и т. п. 4 внешкольная: • участие в межшкольных, районных, региональных и республиканских программах. • посещение выставок и т.п. в) необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями. Методический совет школы включает в себя 4 предметных методобъединения: • гуманитарного цикла; • математического цикла; • естественнонаучного цикла; • начальных классов. Кроме того, работают • МО классных руководителей; • школьная аттестационная комиссия; • творческие микрогруппы учителей и педагогов; • психолого-педагогическая служба. Перед методическим советом поставлена цель координации деятельности всех структурных подразделений методической службы школы, направленная на: • выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей; • организация инновационной и проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на освоение новых педагогических технологий; • разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта сотрудников школы; • внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем; • участие в аттестации сотрудников школы. г) прогрессивные технологии, используемые в образовательном процессе Многие педагоги школы начинают работу в инновационном режиме, используя современные технологии воспитания и обучения. Модернизация технологии традиционного (поддерживающего) обучения - введение в его организацию элементов развивающего обучения или интеграция информационных и развивающих форм обучения. • технология развивающая Занкова; • технология разноуровневого обучения; • технология игрового обучения; • технология проблемного обучения; • технология проектного обучения; • технологии коллективных творческих дел. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности Система дополнительного образования школы: - научно-техническое (кружок информатики), - художественно-эстетическое ( Драм. кружок, вокал, фольклорный ансамбль «Дьуруьуй», , объединение «Обучение игре на гитаре»), - физкультурно-оздоровительное (мас-рестлинг, силовой гимнастики, настольного тенниса, подвижных игр, баскетбола, волейбола,), - туристско-краеведческое (туризм, «Дьэьэгэй о5ото»), - культурологическое (кукольная студия «Мичийээнэ», объединение декоративно-прикладного искусства). В системе дополнительного образования школы задействованы все учащиеся, причем каждый из них посещает в среднем 2 - 3 объединения. Кроме того, в системе дополнительного образования вне школы задействованы порядка 97 % всех учащихся Модуль 7. Управление реализацией программы а) структура управления школы У педагогических сотрудников при этом имеется по несколько непосредственных руководителей, поэтому в должностных инструкциях необходимо четко произвести разграничение круга вопросов, за который отвечает конкретный заместитель директора. Вовлечение в проектную деятельность практически всех сотрудников школы потребовало создания следующей структуры должностных инструкций. 1. Общие положения В данном разделе предъявляются требования к образованию и квалификации сотрудника, претендующего на данную должность, условий его назначения и освобождения от должности, его места в управленческой структуре и законодательная основа деятельности. 2. Функции Здесь указываются основные направления деятельности сотрудника. 3. Должностные обязанности Сотрудник: • анализирует; • прогнозирует; • планирует и организует; • координирует; • контролирует; • корректирует; • разрабатывает; • консультирует; • оценивает; • обеспечивает. 4. Права Сотрудник имеет право: • выбирать методики и формы работы; • принимать участие в работе; • вносить предложения; • повышать квалификацию; • давать указания; • применять меры поощрения и наказания. 4. Ответственность В этом разделе оговаривается, за что и какую ответственность несет сотрудник. 5. Связи по должности Здесь конкретизируется, когда и в какой форме и по отношению к кому сотрудник осуществляет отчетность и контроль. б) Система ВШК Система ВШК школы, являясь составной частью мониторинга учебно-воспитательного процесса, имеет достаточно сложную структуру. Структурирование ВШК у нас в школе осуществляется по различным параметрам: 1. по форме контроля: • контрольная работа, • зачет, • тестирование, • общественный смотр знаний, • реферат, • творческий отчет, • зачетная аттестация; 2. по уровню контроля: • самоконтроль учащихся, • контроль учителя, • контроль независимой комиссией, • административный контроль; 3. по виду контроля: • персональный контроль работы учителя (учителей), • предметный контроль (изучение конкретной проблемы в деятельности отдельного работника или класса, группы работников или классов, или всех работников или классов школы в целом), • классно-обобщающий контроль (изучение состояния образовательного процесса в отдельном классе или параллели), • комплексный контроль (изучение всех проблем в каком либо подразделении или школе в целом); 4. по объекту контроля: • контроль деятельности учащихся, • контроль документации учащихся (тетрадей и дневников), • контроль работников, • контроль документации работников; 5. по объему контролируемого материала: • поурочный (отдельного урока, мероприятия), • тематический контроль (отдельной темы, вопроса, проблемы), • итоговый контроль (по учебному курсу, программе, классу); 6. по цели контроля: • предупредительный контроль (с возможностью предварительной корректировки), • срезовый контроль (по состоянию на какой-нибудь момент), • результирующий контроль (по результатам отчетного периода (триместра, четверти, года), этапа выполнения или завершения программы или работы). Заключение Предполагается, что в результате реализации данной образовательной программы будет создана модель социально – экономического образовательного пространства на уровне наслега; вовлечение учащихся и родителей в управление собственным социально – экономическим развитием, обеспечивающая комфортное пребывание в школе учащихся с самыми различными запросами и уровнем подготовки, позволяющая им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и различных социальных изменений. Осознанность выбора будущей профессиональной деятельности учащимися старших классов, в среднем звене занимавшихся в клубах. Полученные результаты могут способствовать выбору малокомплектными сельскими школами оптимального пути, спасающего село от реструктуризации сельских образовательных учреждений.